Как известно, у Корвина есть два простых правила работы с мудаками, которые гласят:
- Никогда не работайте с мудаками.
- Никогда не работайте с мудаками дважды.
Конечно, рациональное зерно есть. Но я хотел бы внести поправку.
Один и тот же человек в жизни играет несколько ролей, и вполне очевидно, что существуют сферы деятельности, в которых он не так силён, как в своей основной. Соответственно, мудаком может являться любой, нужно только подобрать сферу некомпетентности человека. Заказчик приходит к тебе как к профессионалу, чтобы ты решил задачу в области, где его компетенция заканчивается. Мы готовы платить человеку, который разбирается в том, что нам нужно. Более того, мы готовы переплачивать, если он докажет свою суперкомпетенцию.
Далее…
Любой проект характеризуется двумя важными параметрами: сроком и бюджетом. Из них срок несоизмеримо важнее. Не существует ни одного ресурса важнее времени. Но так уж сложилось, что в экономических отношениях вообще и в бизнесе в частности время оценивают деньгами. Они по условной договорённости людей являются универсальным мерилом времени, компетенции, квалификации и качества. Существуют исключения, но в общем случае зависимость прямая: дольше/умнее/лучше — дороже.
Не нужно работать с мудаком если он платит столько же, сколько адекватный человек. Это соображение логически следует из количества времени, которое будет затрачено на подобного заказчика. За некомпетентность и тем более неразумность нужно платить. Нельзя сказать, что это плохой заказчик (клиент всегда важен), просто все участники процесса должны понимать, кто кому за что платит деньги.
Если человек готов платить за своё невежество (например, в два раза больше), почему нет? Наценка на обычный бюджет — это своеобразная страховка.
Поэтому, поправка Максимала вышеприведённым правилам будет выглядеть так:
Никогда не работайте с мудаками за обычный бюджет.
Выяснить, что нужно человеку — задача не из лёгких, но решать её нужно. Поговорить, выяснить, решить — как правило, этим занимается менеджер проекта. Не нужно беспокоиться: запущенный тупой дебил даст о себе знать очень скоро. И только когда человек докажет клиничность своего случая, чёрный список должен поглотить его.
NB: я иногда рассказываю эти соображения клиентам (шокируя некоторых). Может, с точки зрения ведения дел, это не очень грамотно, но, на мой взгляд и вкус, честность важнее всего остального (в контексте дел и репутации). Более того, разумный клиент это и так должен понимать, а для неразумных заказчиков существуют правила Корвина и поправки к ним.