← maximals.ru / статьи

Чтение

РСС →

Я очень люблю читать. Читаю запоем, иногда без разбора. Читал всю сознательную жизнь и до неё — с двух с половиной лет. Учил меня отец по заголовкам какой-то газеты. Скорее всего, это была «За рубежом»: мы её выписывали в то время. Как сейчас помню… Отец сидит в кресле, я у него на коленях, он показывает пальцем на большую «Н» из заголовка, а я говорю, что это «Т»; отец поправляет. Может, с буквами я путаю, но картинка совместного сидения в домашнем кресле и моя ошибка врезались в память навсегда. Сам не знаю, почему. Вроде ничего сверхъестественного не произошло. Все имеют право на ошибки.

Потом двоюродный дядя из Москвы, доктор наук, подарил мне книгу А. Гильзина про космос: «Путешествие к далёким мирам», 1960 года издания. Это превосходная книга! Она очень сильно потрёпана: из неё выпадают страницы, сильно потёрлась обложка. Она лежит на моей полке даже сегодня и до сих пор прелестна — это Книга с большой буквы.

Многого я тогда не понимал, конечно же. Приложение пестрело различными физико-математическими выкладками, чертежами, графиками и таблицами. В тексте Книги они тоже встречались, но были так гармонично «встроены» в основной текст, что эта «трудность» совершенно не замечалась. Попутно я узнал порядок планет от Солнца и их размеры, что такое скорость, ускорение, реактивная сила, многоступенчатые корабли, невесомость, спутники. Воспитательницы из детского сада рассказывали маме, что дети собирались в кружок вокруг меня, я садился на ковёр и рассказывал им про звёзды и планеты, а малыши слушали, раскрыв рты.

В одиннадцатом классе я мог, делая домашнее задание по английскому, открыть словарь, чтобы найти одно слово и закрыть его через полтора часа. Всему виной был словарь с ловушкой, и имя этой ловушке — «примеры использования». Я читал перевод слова, потом глаз попадал на возможности его употребления, в которых находились незнакомые слова. Я искал уже это новое слово, и процесс повторялся много раз.

Время проходит, и ничего не изменяется абсолютно. Сегодня мои любимые книги — это энциклопедии и словарные статьи. В полночь я открываю «Википедию», открытые вкладки в браузере накапливаются моментально, закрываю в четыре утра. Это наркотик. Вставляет, по крайней мере, не хуже, думаю.

Книги редко получается читать, но бывает. В основном же — статьи, документацию, журналы на темы инженерии, дизайна, звукотехники, музыки, компьютерных технологий. Последнее из художественной литературы на прошлой неделе — Маяковский. Он бесконечно гениален!

Языки — русский и английский. Я обожаю русский. Без малейшей тени сомнения, Россия — лучшая в мире страна. Но, с горечью я наблюдаю, что в большинстве своём русские авторы и журналисты сегодня практически не способны составлять нейтральный текст там, где это необходимо. Причём, это заметно даже в последнем оплоте объективности: в словарях и энциклопедиях. В англоязычных изданиях такого почти не наблюдается. Взять ту же «Википедию»: статьи на английском как можно более нейтральны, все выводы делает читатель. В русскоязычной «Википедии» читатель вынужден вчитываться в субъективное мнение авторов статьи, чтобы достать оттуда по крупицам реальные факты. Не отрицаю, это возможно оттого, что над англоязычными статьями работает гораздо большее число людей, чем над русскоязычными, поэтому эффект субъективизма сильно сглаживается. Да и общая степень эмоциональности нашего языка тоже играет роль. (Про субъективность личного мнения я, пожалуй, расскажу в следующей заметке.)

При чтении чьего-либо блога или авторской статьи (а также при живом общении) мне важно мнение автора, для этого я, собственно, его и читаю (или с ним разговариваю). Но если я открываю энциклопедию, я хочу видеть список фактов. Взаимосвязи я уж как-нибудь сам попытаюсь установить. За отсутствие этой возможности я всегда недолюбливал исторические науки. Любой действующий общественно-политический строй в учебниках по истории (да и во всех остальных) обязательно будет отстаивать и навязывать свои интересы. В этом правиле нет исключений, я считаю.

В жизни прослеживается закономерность: умные люди редко пишут с ошибками. И наоборот, если человек грамотно пишет, скорее всего, он умён, и к его мнению стоит прислушаться. Встречаются, конечно, исключения, но редко. Скорее всего, это потому, что умные люди много читают. Мозг подсознательно с малых лет впитывает примеры грамотного текста. Впоследствии, даже не зная правил, уже взрослый человек будет грамотен. Ну, а если он читал правильные вещи, то будет иметь широкий кругозор, оставаясь при этом профессионалом своего дела. Наверное, это и подразумевается под словом «умный».


© Максименко Ал 18:48, 21 октября 2009 года